?

Log in

No account? Create an account
Efpod
Мир доверия, или апология пьяной девушки 
9th-May-2010 03:07 pm
tocqueville
В обсуждении нашумевшей истории про предполагаемое изнасилование есть один момент, который не дает мне покоя - а именно упреки в адрес молодой девушки, которая, напившись, согласилась поехать домой к двум малознакомым парням. Причем упреки исходят не только со стороны защитников подозреваемого, но и со стороны многих осуждающих его - мол, насильник, конечно, должен быть наказан, но и сама девушка тоже заслуживает порицания за легкомысленное поведение. И хотя я и не собираюсь высказываться по существу дела (у меня есть свое мнение о том, что на самом деле произошло, но оно лишь не более, чем мнение, и поэтому оставим разбор фактов суду), мне хотелось бы выразить свое отношение к этим упрекам, предположив гипотетически, что ситуация была как раз именно такой, какой она представляется сейчас общественному мнению.

Существуют два мира. Один мир - это мир доверия, мир людей. В этом мире каждый человек чувствует свою связь с другим, в основе которой лежит безусловная взаимная уверенность. Мы называем эту уверенность уважением, и а приори относимся к каждому человеку, как к заслуживающему нашей уверенности в нем. Иначе говоря, мы считаем его хорошим человеком. Именно поэтому в рамках этой этики доверия самым страшным грехом явялется нарушение обещания, оговоренного или подразумеваемого, крайней формой чего выступает подлость. Таково любое цивилизованное общество.

Другой мир - это мир недоверия, мир каннибализма, мир Москвы. В этом мире все наоборот (его с полным основанием можно назвать 'нечистым', ибо в людской мифологии обратная сторона воспринимается через образ преисподней), поскольку его а приори - это отсутствие уверенности в человеке. В нем доверие объявляется изначальным злом, а все, что произошло вследствие доверия - наказанием за него.

Такой нечистый мир, конечно, будет осуждать девушку за ее поведение. Ведь в ее поступке в наиболее концентрированном, почти неудобоваримом виде проявляется то, что мир недоверия ненавидит больше всего: утверждение его полной противоположности - доверия, причем в самой крайней форме. Когда девушка, напившись, едет на квартиру двух случайных знакомых, она демонстрирует в наиболее пронзительной форме жизнь на основании этики доверия. Она как бы показывает, что относится к двум своим знакомым как к людям, и что у нее есть полная, беззаветная уверенность в том, что они не причинят ей страдания, поскольку у них есть инстинктивная, неотчуждаемая, данная им самой человеческой натурой способность распознавать настоящее страдание; что они будут полностью подчинены границам ее сокровенного 'нет' - причем речь идет не о формальном 'нет', которое объявляют критерием недалекие феминистки, а о том изначальном 'нет', которое демонстрируется всем естеством человека, и которое нельзя перепутать с 'да'. И пьяное состояние тут как раз является лучшим доказательством. Манипулятивное или игривое 'нет' - это удел трезвости. 'Нет', выраженное в пьяном виде, когда отключены наиболее манипулятивные части сознания, является искренним.

Живя так, она, девушка, есть лучь света в темном царстве. Она бросает вызов тому миру, в котором принято жить на основании этики недоверия. И менно поэтому у мира недоверия возникает непредолимое желание ее раздавить - физически, в момент насилися, и нравственно, с помощью порицания. Не сделать этого мир каннибализма, мир Москвы, не может, потому что все его существование зависит от догмы, что по-другому не может быть, что мир доверия нереален. И когда это доверие ему демонстрируется в наиболее незамутненной форме, миру недоверия становится страшно, поскольку он тогда вдруг начинает осознавать себя не реальностью, а тенью.

Ибо в тот момент, когда этика недоверя проявляется в своей ярчайшей форме, она становится заразительной, потому что только она - естественна. На сцене появляется поэт, петербуржец. Его двадцатиминутные внутренние метания на кухне не есть признак трусости. Поэт тоже живет в мире доверия, который теперь находит мощную поддержку в мире доверия девушки. Поэту просто трудно поверить, что то, что происходит за дверью, действительно происходит. Он не верит, что тень пытается стать реальностью. И когда он все-таки осознает это, он должен разрешить внутренний конфликт - между доверием девушки к своим знакомым и доверием его знакомых к нему как к гостю. В конце концов конфликт разрешен верно, ибо доверие девушки перевешивает толику доверия гостеприимных хозяев. И доверяясь служителям закона, он идет на достаточно проблематичный шаг, хотя видимо единственно возможный в рамках ситуации с точки зрения этики доверия. Не случайно именно эти два момента в истории, которые свидетельствует о поэте как о человеке мира доверия - внутренняя борьба на кухне и хождение в милицию - и стали предметом нападок на него со стороны мира недоверия.

И наконец последнее. Формальная принадлежность к церкви гонителей жудожника не свидетельствует о членстве в мире доверия, и наоборот - формальная принадлежность к церкви защитников художника не означает приверженности этике недоверия. Когда мотивом хуления художника является не доверие к девушке и поэту, а недоверие к художнику (а симпромом этого становится кампания 'ату его!'), то это означает, что и сам хулитель обитает в мире недоверия. И наоборот, иногда причиной желания защитить художника становится человеческое доверие к художнику и протест против недоверия его хулителей и системы. Когда такой защитник, допустим, знакомится с поэтом и убеждается, что и поэт заслуживает доверия, то в его душе происходит внутренний конфликт, который знаком каждому, который пытается жить по доверию в мире недоверия, мире теней, мире Москвы. Но этот конфликт вызывает гораздо большее уважение, чем претенциозная уверенность некоторых хулителей, даже если и по существу дела они гораздо более правы.
Comments 
9th-May-2010 01:59 pm (UTC)
Эстетично.
9th-May-2010 05:28 pm (UTC)
Спасибо ;)
9th-May-2010 03:02 pm (UTC)
Вы праведник в Содоме
9th-May-2010 05:29 pm (UTC)
Не совсем. Скажем, я описываю праведничество в Содоме с точки зрения его философской сущности, но нисколько не утверждаю, что мое поведение соответствует этой идее.
9th-May-2010 03:06 pm (UTC)
почему бы тебе не писать короче, ну или частями, чтобы и я мог читать?:)
9th-May-2010 05:30 pm (UTC)
Ну не каждый же, как ты - поэт :)
9th-May-2010 04:02 pm (UTC)
Наиболее осмысленный анализ ситуации (особенно метаний на кухне), из всего, что было на эту тему написано.
9th-May-2010 05:31 pm (UTC)
По поводу метаний - мне на самом деле кажется, что это первый напрашивающийся вывод, если бы каждый просто реалистично представил себя в подобной ситуации.
9th-May-2010 05:23 pm (UTC)
Я не знаю оригинальной истории, но на основании вышенаписанного я могу сказать одно. Девушка поехавшая пьяная к незнакомым парням она может и святая. Но она одновременно сильно глупа. Наш мир далеко не мир в котором живут одни ангелы. И не важно Москва это или Лондон. Люди везде более или менее одинаковы. И девушка это знала. С таким же успехом она могла прыгнуть с балкона, рассчитывая что в результате святости у нее уже отросли крылья.
Но я согласен что осуждать её нельзя. Её можно только жалеть, как любого глупого человека.
9th-May-2010 05:36 pm (UTC)
Начало истории тут - http://nnikif.livejournal.com/428982.html

Я же считаю, что концетрированная святость не есть что-то, что можно рекомендовать. Иначе бы нам всем пришлось уйти в пещеры и питаться древесиной. Поэтому я согласен с практическими выводами.

Но при этом формулирование четкой концепции этой концентрированной святости может помочь высветить разные стороны нашей повседневной реальности, если мы проследим нюансы разного к ней отношения со стороны разных людей.
9th-May-2010 05:26 pm (UTC)
увы, ваши определения не отражают тамошней действительности. с точки зрения московской реальности, "мир доверия, мир людей" - это утопия, а "мир недоверия, мир каннибализма" - это просто реализм. Унизительные хиханьки мусоров это доказывают.
Вообще я в своих странствиях зачастую обнаруживал, что реакция стражей порядка на жалобы - очень хороший барометр цивилизованности общества.
9th-May-2010 05:38 pm (UTC)
Я согласен, но я бы особенно выделил слово 'тамошней'. Поскольку речь идет не о каком-то незблемом порядке, а о привычках отедльных людей, даже если их наберется и милионы. А если так - то эта реальность поддается осуждению и изменению.
9th-May-2010 07:53 pm (UTC)
спасибо, хороший текст
25th-May-2010 08:30 am (UTC)
Спасибо
11th-May-2010 09:27 pm (UTC)
спасибо
25th-May-2010 08:26 am (UTC)
:)
18th-May-2010 02:37 pm (UTC)
Applause!
22nd-May-2010 08:04 pm (UTC)
с днем варенья!
25th-May-2010 08:27 am (UTC)
Спасибо :)
23rd-May-2010 08:54 am (UTC)
Да, мир доверия и порядочности - это желанная реальность. И люди, живущие в мире недоверия, тоже тоскуют по доверию - именно поэтому они так злятся на тех, кто все же отваживается доверять.

Однажды в Москве в последнем поезде метро ко мне попросился ночевать молодой пролетарий из Загорска, опоздавший на последнюю электричку домой. Я жила одна, и некоторое время колебалась. В результате согласилась. Молодой человек был приятно удивлен - он тоже понимал, что обычно так не делается, и называл меня "Бэтменом" за смелость :) Вел себя смирно и культурно, старательно не матерился, купил еды и выпивки, не лез, а утром легким движением руки починил все что в доме было поломано. Но мы оба понимали, что это ситуация исключительная, хотя ощущается как норма. Для людей "нашего круга" - хиппи или богемы, с которыми я тусовалась -это было бы ситуацией более обычной, я бы колебалась меньше. Девочка, между прочим, с культурными людьми поехала, не с дикарями..... Что-то происходит с понятием норм порядочности, если этот "художник" всерьез считает, что у него проблемы только с УК, и многие блоггеры осуждают девочку. Да и жизнь в Израиле отучает от таких стандартов: здесь, если у тебя открыта сумка, к тебе обязательно кто-то подойдет и скажет об этом. А в Москве тебя сначала ограбят, а потом осудят за то, что недостаточно крепко прижимал сумку к себе.

А тебя, дорогой питерский апологет, с днем рождения!!!
25th-May-2010 08:29 am (UTC)
Спасибо за поздравление :)
А художник к тому же еще и привлекательный. Как с таким не поехать? :)
23rd-May-2010 12:51 pm (UTC)
С днем рождения!:)
25th-May-2010 08:31 am (UTC)
Спасибо :)
23rd-May-2010 07:12 pm (UTC)
Happy Birthday!
25th-May-2010 08:31 am (UTC)
Thanks :)
24th-May-2010 07:59 am (UTC)
С днём рождения, уважаемый адон!!!!!!!!!!!!
25th-May-2010 08:33 am (UTC)
Благодарствую :)
24th-May-2010 09:55 pm (UTC)
очень хорошо написал. А где пост для поздравления с вареньем? Здесь, что ли, поздравлять?? Надеюсь, тебе хорошо тама справляется.
25th-May-2010 08:34 am (UTC)
Да вот, скромничаю. :)

А за поддержку моих идей - спасибо :)

Там конечно ничего, но ностальгия уже заела.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Jul 20th 2018, 12:22 pm GMT.